Для родителей и не только

ДЕКАБРЬ
Библиотека "Созвездие" 
рекомендует новую серию книг 

«Читаем дома с мамой»
Книги содержат произведения разных жанров (фольклор, стихотворения, сказки в стихах, басни, авторские сказки). К каждому произведению прилагаются вопросы на понимание текста. Это поможет научить ребёнка анализировать прочитанное, а также развить его речь, внимание, мышление, память и расширить словарный запас.
      Книги окажут неоценимую помощь родителям в развитии ребенка в разном возрасте и воспитании у него хорошего вкуса и интереса к чтению.

НОЯБРЬ 

"МОЯ БИБЛИОТЕКА" РЕКОМЕНДУЕТ и не только родителям:


Даниэль Пеннак – французский писатель и 
Его 10 правил...  

        


"Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать - не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу". "Кого же? - спросите вы. - И главное, что же в этом случае делать?" Пытаясь ответить на вопрос "Что делать, если дети (если люди) не читают?", Даниэль Пеннак написал самое значительное свое произведение, книгу-манифест в защиту чтения, философское эссе "Как роман", который покорил миллионы читателей в море, сразу став настольной книгой тех, кому небезразлична судьба книги в современном обществе.
      Впервые "Как роман" вышел в России, которая из года в год насчитывает все большее число "нечитающих" детей и подростков, в 2005 году, и вызвал огромное количество благодарных откликов читателей. Русский читатель действительно НУЖДАЕТСЯ в этой книге - это становится очевидным из отчетов преподавателей и библиотекарей, из бесед с издателями, из разговоров с родителями и с детьми.
   
   В своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколько и результативными. Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.
   
Октябрь 

Уважаемые родители! Хотим предложить вам следующие книжные новинки.
Петрановская Людмила. «Тайная опора: привязанность к жизни ребенка». Автор посвятила новую книгу не только молодым мамам, но и тем, кто хочет переосмыслить свои отношения со своими возможно уже повзрослевшим ребенком. Вы узнаете: как формируется привязанность ребенка к родителям от самого раннего возраста до подросткового периода, как стать своему ребенку опорой в жизни.
Хухлаев Олег «Отчего у ежика выросли иголки и другие терапевтические сказки для детей, которые….». В книге представлены терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей 5-10 лет уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт. Часто дети неверно понимают поведение своих сверстников и родителей, тем самым проявляя необоснованную аргессию. Сказки позволят детям решить многие жизненные трудности на понятном для них языке, а взрослым – лучше понять детский мир, его особенности. 





СЕНТЯБРЬ

Представляем вашему вниманию новую книгу нашей библиотеки "Книга-03". 
Этот оригинальный медицинский справочник предлагает "книжную микстуру" практически для любого недуга - будь то аллергия, неуверенность в себе, боязнь подкроватных монстров, интернет-зависимость, развод родителей, переживания из-за переезда 

или разлука с друзьями...
Среди лечебных средств - и хорошо знакомая классика, и новинки мировой детской и юношеской литературы. Незаменимая книга для родителей, которые любят читать и хотят привить эту любовь своим детям.




"Все лучшие детские книги были написаны для взрослых."
                                                                       Джордж Бернард Шоу
АПРЕЛЬ

Мы хотим предложить вам полезные новинки от ведущих издательств по популярной психологии, методикам воспитания детей, организации детского и родительского времени
Родителям дошкольников часто трудно сориентироваться в огромном информационном потоке, посвященном "правильному" воспитанию детей этого возраста. Новая книга известного семейного психолога Екатерины Бурмистровой, посвященная взаимодействию родителей с детьми-дошкольниками, содержит огромное количество ответов на вопросы - как разумно организовать жизнь семьи в этот крайне важный период взросления детей и сделать ее по-настоящему счастливой и наполненной.
Известный детский психолог в увлекательной форме рассказывает, как правильно поступать детям в ситуациях, которые могут вызвать растерянность. Автором приведены 14 разных жизненных историй и варианты поведения в них, например, «ты один дома, а в дверь звонят», «тебя дразнят ребята», «ты боишься темноты и монстров», «к тебе пристает незнакомый человек» и так далее.
Вперед, на экскурсию по Золотому кольцу России всей семьёй! Специальные детские карты и четкие обозначения помогут сориентироваться и приехать в нужное место, а задания - закрепить полученные знания об истории, литературе и географии нашей родины!

Март 

Уважаемые родители!
Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. Для вашего ребенка вы – первые и самые главные учителя. Именно вы учите его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читаете первые книжки.  Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно.


Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию новую книгу:

     Так или иначе, многие люди применяют приемы и техники манипулирования. Как дети манипулируют родителями, и как родители манипулирую детьми? Обязательно, обязательно прочитайте эту книгу! Очень живая и интересная, насыщенная примерами и краткими описаниями манипулирования у детей и родителей, с советами, как их побороть или придать позитивность общению. Прочтите и вы намного лучше поймете себя (свои манеры воспитания) и вашего ребенка. Попробуете применить на практике советы и возможно тогда вы точно справитесь с любыми детскими капризами и проблемами.

Февраль                                            


Совместное времяпровождение: дела для всей семьи, которые помогут стать ближе
Просто совместные обеды и ужины несколько раз в неделю и редкие семейные выходные — это не то, в чем заключается проявление «семейного духа». Подыщите такие мероприятия, чтобы в них можно было принимать участие всем членам семьи; заведите такое хобби, чтобы оно всем было интересно. Зачем? Что бы ни вышло в итоге, единение, которого вы достигните в результате совместной работы и обсуждений, — результат, который стоит многого. Веский аргумент в пользу совместного хобби или занятий: потребуется минимум усилий со стороны членов семьи. Совместные занятия не связаны ни со сложными навыками, ни с дополнительными «вложениями» (кроме времени и желания). Предметом (или областью), вокруг которого можно «построить» времяпровождение, может быть что угодно: еда, искусство, природа или что-нибудь другое, к чему вы и ваша семья неравнодушны. Если вы не можете навскидку придумать какое-нибудь совместное занятие, то, может, вам понравится какой-нибудь из приведенных здесь вариантов? Любую из идей можно взять как для регулярного использования, так и для проведения единичного семейного вечера.
Скрапбукинг-газета Эта идея растет корнями из популярных ранее семейных стенгазет. «Скрапбукинг-зарисовка» более креативна и интересно смотрится. Для нее в течение недели можно собирать всевозможные мелочи: билеты в кино, «веселые» рекламные объявления из почтового спама, снимки чего-то необычного, сухие листики с прогулок и так далее. А на выходных можно соединить все, приклеив «вещественные доказательства» на лист ватмана и снабдив их забавными комментариями. 
«Обновки для цветов» Купите простенькие глиняные горшки и акриловые или масляные краски. Пусть каждый член семьи разукрасит горшок, как ему захочется. В горшочки потом посадите цветы и выставьте на подоконник.
Совместное чтение Книги — никогда не стареющее развлечение. А для детей книги имеют еще и воспитательный эффект. Выберите классическое произведение или произведение, которое подает надежды таковым стать. Соберите всю семью, устройтесь поуютнее и начните чтение. Прочитайте несколько страниц, а потом передайте книгу по кругу — пусть ваш муж или старшие дети продолжат чтение. Чтение обязательно проводить с выражением — это залог успеха всего мероприятия! Раскладывайте диалоги на голоса, наделяйте персонажей необычными свойствами. Экспериментируйте с акцентами, делайте голоса смешными — и пусть продолжающие развивают свои театральные способности и тоже читают в заданном стиле. Будет очень весело, вот увидите! Смех и радость, открытость и готовность поддержать друг друга в начинаниях — не это ли семейное счастье? Совместное чтение — идеальное времяпровождение для зимних вечеров. Но и для других сезонов оно тоже отлично подойдет.
Садоводство Выделите место в саду под семейные эксперименты. Пусть каждый посадит то, что ему покажется интересным, и ухаживает за своей грядочкой. Как помочь детям выбрать? Купите красочную энциклопедию по садоводству и огородничеству, вместе рассматривайте картинки. Если дети захотели вырастить цветы — замечательно! Помогите детям за ними ухаживать, а потом научите сушить цветки для гербария (можно тут же и начать его собирать). Если дети будут выращивать овощи — хвалите их за успехи, а, когда соберете урожай, вместе придумайте, что бы из них приготовить. Это занятие будет актуально даже для зимы: в горшочках много что можно вырастить, не только комнатные растения!
Подарки своими руками Совместные поделки с детьми — это очень увлекательное и полезное времяпровождение. У детей развивается моторика, аккуратность и фантазия. Можно взять за правило делать маленькие подарочки перед тем, как идти куда-нибудь в гости (например, к бабушке или к друзьям семьи, у которых тоже есть дети). Вы легко найдете в интернете идеи и инструкции для разных хэндмейд-мелочей — свечей, мыла, сладких поделок для малышей и так далее. Главным тут будет командная работа. А друзьям любое внимание с вашей стороны будет приятно.
Семейная книга рецептов Создайте свою собственную семейную поваренную книгу и по очереди добавляйте в нее новые и новые вкусные блюда. Распределите обязанности: кто-то шинкует, кто-то варит, кто-то украшает и подает на стол, а кто-то фотографирует весь процесс (если членов семьи не так много, то на каждого придется по несколько функций). После дегустации пусть каждый поделится своим мнением — это тоже пойдет в книгу. Просмотрите фотографии, выберите самые интересные (и веселые), распечатайте и вклейте в семейный кулинарный фолиант. Там же поместите рецепт, краткое описание приготовления и отзывы. Такую книгу интересно составлять. И спустя много лет можно пользоваться своим собственным опытом!
Разговоры по душам Правда, это не совсем хобби или занятие для регулярного времяпровождения. Запланированное время, в которое — в любой день — можно собраться всей семьей и что-то обсудить, сохраняет открытыми каналы коммуникации, помогает членам семьи узнать друг друга лучше. 
Совместное коллекционирование Собирайте всей семьей какую-нибудь интересную коллекцию. Это не обязательно должна быть коллекция, которую можно часто пополнять. Главное, чтобы все экспонаты что-то для вас значили, напоминали, ассоциировались с приятными моментами, проведенными в кругу семьи. Это могут быть ракушки, привезенные с летнего отдыха, или магниты на холодильник, которые можно покупать во всех городах, в которых вы побывали. Коллекционировать можно все, что угодно — пофантазируйте и у вас получится придумать именно такую коллекцию, которая будет интересна и вам, и вашим детям.
Праздник каждый день! В мире так много праздников! На каком дне ни откроешь календарь — какая-нибудь дата да есть. Выбирайте наугад праздники и отмечайте их как-нибудь по особому. Заранее обсудите действия и распределите задачи. Когда вы готовитесь вместе к чему-либо, укрепляется командный дух. И не важно, что вы делаете: вырезаете валентинки для Дня всех влюбленных, мастерите костюмы на хэллоуин или придумываете сценку ко дню мелиоратора.
Капсула времени Соберите миниатюрную «капсулу времени». Пусть это будет коробка, в которую каждый член семьи положит какую-нибудь записку о том, что он сейчас думает и какие у него планы на ближайшие месяцы. Можно так же вложить в капсулу «вещественное послание»: мелочь, которая имеет особое значение. Через несколько месяцев можно совместно открыть эту коробку, достать все вещи, обсудить, поговорить о том, что изменилось и… обновить ее содержимое!
Кормление птиц Полезное дело, ставшее традиционным: когда идем с семьей гулять в парк, берем корм для птиц и орехи для белок. А еще — фотоаппарат. Это веселое занятие, во время которого может случиться много интересного. А фотокамера поможет все запечатлеть. Совмещайте кормление птиц с образовательным процессом. Увиденных пернатых обитателей парка дома можно идентифицировать по фотографиям в интернете. А еще на прогулку можно брать бинокль, чтобы наблюдать за птицами издалека. Поверьте, вашим детям понравится такое времяпровождение. Только старайтесь «не затягивать» процесс — дети не могут долго концентрироваться на чем-либо, они устают и начинают скучать. Как только вы увидели первые признаки усталости, можно разнообразить прогулку и пойти на детскую площадку.
Оригами Древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги — отличный способ провести вечер всем вместе. Оригами хватит на много часов совместного времяпровождения: разные формы, разные уровни сложности, бесконечные вариации. За поделками можно поговорить на интересные темы, как-то связанные с тем, чем вы занимаетесь: о творчестве, искусстве, истории, природе. Схемы для оригами без проблем можно найти в интернете.
Пройдите по всем дорогам Купите путеводитель по местным туристическим маршрутам и пройдите по всем. Каждый месяц по очереди выбирайте место для похода. Запланируйте день похода заранее и проведите его на открытом воздухе. Летом можно брать с собой все для пикника, а зимой — пройтись на лыжах. Это будет не просто отличное времяпровождение всей семьей, но и поддержание активного образа жизни.
Постройте генеалогическое дерево Окунитесь в прошлое, чтобы получить точное представление о корнях семьи. Расспрашивайте родственников (особенно старшее поколение), ищите в интернете, в местных архивах и библиотеках. По результатам исследований составьте документ (можно в электронном виде, чтобы было нагляднее). Это огромная работа, и ее результаты будут интересны не только вам, но и следующим поколениям.
Семейный блог в интернете В век информационных технологий мы уже не представляем своей жизни без интернета. Используйте бесплатный блогхостинг, чтобы создать свой собственный семейный блог. Пусть он даже будет закрытым — только для членов семьи и близких друзей. Подготавливайте материалы для него, поручайте детям составлять заметки и отчеты по различным мероприятиям, в которых вы принимали участие. Через несколько лет вам будет интересно перечитать написанное и вспомнить былое.
Надеюсь, после всех предложенных вариантов у вас больше не будет возникать вопросов о том, как провести время с семьей. 

  Январь



Детская домашняя библиотека

Многие родители задаются вопросом: как приучить ребенка читать по собственному желанию? Чтобы ребенок привык к постоянному чтению книг, несомненно, в доме нужна детская библиотека.
Как начинать собирать детскую библиотеку? Наверное, каждый найдет для себя свои собственные ответы на этот вопрос. Но есть и основные правила, которые подходят всем. Вот некоторые из них:
1. Книги в детской библиотеке должны быть размещены  так, чтобы   всегда были  доступны ребенку;
2. Основная часть детской библиотеки – лучшие образцы детской и классической литературы;
3. Книги в детскую библиотеку подбираются с учетом уровня развития ребенка, но обязательно должны быть книги «на вырост»;
4. Любимые книги, из которых ребенок «вырос» остаются в домашней библиотеке;
5. В детской библиотеке должны быть представлены книги разных жанров, а не только те, которые нравятся взрослым;
6. Ребенку нужно давать возможность самому выбирать книги в домашнюю библиотеку;
7. В семье должна быть традиция - дарить книги на какие-либо праздники (Новый год, День рождения и т.д.) или просто так;
8. У ребенка с самого раннего возраста следует воспитывать трепетное отношение к книге: не разрешать книги рвать, бросать, рисовать на них, если только это не специально приспособленные для этого книги (раскраски, развивающие и т.д.);
9. Кроме художественной в детской библиотеке обязательно должны быть справочная, энциклопедическая, научно-познавательная литература, а также атласы, карты, игры по мотивам литературных произведений и т.д.;
10. И, конечно, книги для детской библиотеки подбираются красочные, иллюстрированные, на хорошей бумаге и с качественным переплетом. Об этом очень весело написал А. Кушнер:
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы –
Звери все до одного, –
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня – в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!

                                          ДЕКАБРЬ



                                                       НОЯБРЬ 


 ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ !
   Время идет. Дети растут быстро. Важно поймать момент «подсадки» ребенка на чтение. Постарайтесь как можно раньше познакомить его с книгой. Эмоционально, артистично с игровыми, ролевыми играми читайте или перескажите первые книги, чтобы ребенок получил удовольствие от общения с ними. Не отказывайте, если он попросит почитать еще раз !
    Обязательно уделите время перед сном, чтобы успокоить и настроить на хороший отдых.

         Для самостоятельного чтения выбирайте книги с коротким, но интересным текстом с крупным шрифтом и красивыми иллюстрациями.

       При обсуждении включите фантазию и поговорите, как можно было бы снять фильм по этой книге, рассказу, сказке. Попробуйте вместе сочинить сценарий и снять видео на телефон.
 Поверьте, такие моменты общения навсегда останутся в архиве вашей семьи и помогут воспитать творческого человека, строителя своей счастливой, увлекательно, удивительной жизни. Пусть чтение книг станет стойкой привычкой, а наша библиотека всегда открыта для вас !

Библиотекарь младшего абонемента Сергеева А. А.

             

                                         ОКТЯБРЬ 


Как обеспечить безопасность детей в интернете

        В этой теме представлены практические рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
       Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. 

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
üПриучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
üОбъясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
üСтарайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
üВключите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
üПостоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
 üИспользуйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
üБудьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
üОбъясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
üЕсли ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
üНе позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
üИнтересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
üНельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
üЕсли интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Как защититься от кибербуллинга:
üНе провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
üЕсли по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).

üЕсли кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
üБеспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
üНеприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
üНервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).

Предупреждение кибермошенничества:
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;



Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

üУстановите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;

üПостарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;

üЕсли ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;

üЕсли ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;

üСоберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);


      Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие).




    Источник: https://www.google.ru/safetycenter/families/start/


Признаки успешной адаптации к школе



                      

Советы психолога. «Как выбрать книжку для ребенка?»


В настоящее время выпускается огромное количество самых разных изданий для детей. Детские книжки не только переполняют полки в магазинах, но и продаются на лотках, в метро, в парках. Однако, несмотря на такое изобилие, выбрать хорошее литературное издание для детей сейчас весьма трудно. Наши советы вам помогут это сделать. Для малышей 2-3 лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская): потешки, прибаутки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака и др. малышам также нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный малышу, но яркий сюжет. Большое значение для понимания сказок имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дарит детям чувство собственной осведомленности и устойчивости окружающего мира, способствует не только запоминанию, но и проживанию, присвоению.
Несколько позже (в 4-5 лет) в жизни дошкольника входят авторские сказки – Ш.Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, Б.Заходера и др. при выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Изложение  сказки должно быть увлекательным и доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И конечно же, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит её полностью.
Дошкольникам важно читать также рассказы познавательного содержания – о животных, явлениях природы, разных приключениях и пр. однако при этом следует учитывать возрастные особенности дошкольников – их потребности и возможности. Возраст высокой познавательности (его иногда называют «возрастом вопросов» или «возрастом почемучек») – 4-5  лет. Ответить на вопросы и поддержать познавательную активность детей взрослым могут помочь книги. Дошкольников интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. именно эту информацию могут дать познавательные книжки. Здесь опять же важны доступность и простота изложения познавательного материала.
И конечно же, представить и усвоить все это помогают картинки. Книжки для дошкольников обязательно должны быть с картинками. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышам проникнуть в содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультфильмов) позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми и в то же время условными. Это должны быть не фотографии или натуралистические изображения, а именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события. Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего, поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.  



                                 

Как мотивировать ребенка читать

Проблема «как заставить ребенка читать» существует с того дня, когда появились первые детские книги. Неоспоримо: чтобы человек стал успешным, умел учиться не только по окончании вуза, был в состоянии перерабатывать большой объем непростой информации, он должен много читать. И любить книги необходимо с детства.
Исследования взаимосвязи чтения и учебной успеваемости показало: если ребенок читает для удовольствия (а не только из страха получить плохую отметку), он в четыре раза лучше успевает по языковым предметам и даже по математике, чем дети, которые не любят читать.
Мы решили помочь родителям, которые понимают, как важно научить ребенка читать не только обязательные учебники. Предлагаем десять способов, которыми вы приведете ребенка к чтению.
Пока ребенок маленький
1. Развивайте устную речь ребенка
Когда вы дочитали ребенку сказку или рассказ, попросите его кратко пересказать услышанное. Те части, которые ребенка впечатлили, просите пересказать подробно, с максимальным числом деталей. Предложите додумать дальнейшее развитие событий. Спросите: «Как ты думаешь, пока Иванушка три дня и три ночи шел по лесу, о чем он думал? Что видел? Как и где он устраивался на ночевку?». Таким нехитрым способом вы одновременно и подстегнете развитие речи ребёнка, и заставите работать его воображение.
2. Читайте вслух как можно больше
Чем больше ребенок любит литературу, тем больше времени он будет посвящать чтению. Правда и обратное: чем больше вы будете читать маленькому ребенку, тем сильнее он будет сам тянуться к книгам. Для ребенка естественно хотеть и просить новой информации, особенно от родителей. Книги — идеальный источник. Любые миры, самые разные жизненные и фантастические истории, примеры возможного и неисполнимого. Наполняйте жизнь ребенка книгами так же, как вы настаиваете на полезной еде, не соглашаясь на компромиссы в виде булочек и пиццы. И ребенку ничего не останется, кроме как полюбить чтение.
3. Дайте ребенку доступ к книгам
Ничто так не отвращает от чтения, как ограниченный выбор книг. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, ему должно быть интересно. А для этого нужны книги. Много книг. Удовольствие недешевое, и районная библиотека не всегда может выручить, выдавая книги только на две недели. Поэтому всегда закладывайте в статью расходов на детей как можно больше книг. Поначалу картинки так же важны, как и хороший понятный текст, поэтому в первые пять лет жизни ребенка красочные издания с яркими иллюстрациями должны составлять почти всю детско-книжную коллекцию.
Когда ребенок подрос
4. Чтение — не только книг
Побудите ребенка читать не только книги. Меню в кафе, вывески, объявления, афиши, указатели в метро и аэропорту, газетные заголовки, названия книг в книжном магазине, ценники — немалая часть повседневной жизни облачена в текст. Привыкая везде видеть буквы, учась находить ошибки в словах и строении фраз, смеяться над нелепостями, ребенок учится хорошо относиться к печатной речи.
5. Привлекайте современные технологии
Если ребенок требует планшет и вы готовы его купить или уже купили, начините его книгами. Конечно, электронная книга с электронными чернилами гораздо безопаснее для глаз. Но и планшет можно вручать детям на особых условиях. Допустим, двадцать минут в день игр и неограниченно, но не меньше получаса, — чтения. Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в планшете была большая и интересная ребенку библиотека.
Знаете ли вы, что появляется все больше приложений для чтения, которые вы можете настроить индивидуально. Тогда в руки ребенка не попадет текст некачественного или преждевременного содержания.
6. Отдельно об электронных книгах
Электронные книги помогли многим родителям заинтересовать детей чтением. Некоторым детям сложно читать книги из-за слишком мелкого текста, и их интерес к чтению пропадает. Другим хочется читать побольше, но не всегда и не всюду можно взять с собой тяжелый сборник сказок. Противникам «электронного» чтения: электронная книга не обязана заменять обычные книги. Сочетайте оба варианта в зависимости от условий.
7. Позвольте детям выбирать
Любовь к чтению редко рождается вместе с ребенком. Она зависит от родителей, которые предлагают наследникам книги. Но мало просто выдать ребенку книжку. Если у маленького читателя будет возможность выбирать, он станет читать с большей охотой. Даже если вам не нравится, что дитя отвергает полезные и поучительные сказки Бианки, предпочитая фантастику, — это гораздо лучше, чем категорический отказ от чтения в пользу компьютерных игр и телевизора. Неважно, что именно читает ребенок. Если он любит определенный вид литературы, но читает его добровольно по два часа в день, поощряйте. Со временем из маленького капризули вырастет отличный читатель.
8. Помогите ребенку в выборе книг
Пока ребенок не перешел в категорию подростков, пускать выбор книг на самотек, конечно, не надо. Но вмешиваться можно не в выбор литературного жанра, а в подбор книг по возрасту. Предлагать шестилетнему малышу детские сказки поздновато, так же как рано подсовывать ему Жюля Верна. Никто, кроме вас, не знает, до чего дозрел ваш ребенок, а что ему будет чересчур. Открывайте и изучайте каждую книжку, которую собираетесь дать ребенку. Кое-какие книги начинайте читать вместе, чтобы ребенок не откладывал текст как скучный, потому что в нем много непонятных слов. Так же вредны для воспитания любви к чтению книжки, из которых малыш давно «вырос».
9. Интересуйтесь чтением ребенка
Помочь ребенку выбрать книгу по возрасту и не вмешиваться в выбор жанра — мало. Если ребенок углубился в книгу на три дня, и вы молча радуетесь, что дитя, наконец, читает, скажите это вслух. Детям важен ваш интерес к любым их занятиям, в том числе к чтению. Проявить интерес просто: спрашивайте. О чем книга? Кто из героев нравится, кто нет? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Из таких вопросов может вырасти глубокая и теплая беседа. Чтение, подкрепленное вашим интересом, никогда не станет атавизмом.
10. Подавайте пример
Все перечисленные способы могут не сработать, если вы сами не любите читать. Считать чтение полезным, говорить о важности книг невозможно с позиции исключительно теоретика. Если ребенок видит вас с книгой, если вы рассказываете (хотя бы вскользь) о том, что читаете, вы — пример для подражания.
Радуетесь ли вы возможности купить новую книгу или закачать давно желанный текст в электронную книгу или на планшет? Любите ли вы получать книги в подарок? Дарите ли вы книги, видит ли это ребенок? Надеемся, на все вопросы вы отвечаете «да, разумеется». В этом случае, даже если ваш ребенок пока не читает, наберитесь терпения. Вокруг современных детей много соблазнов, но правильный родительский пример со временем станет главным. Ваш ребенок полюбит читать.

Читаем с пеленок

Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.
Важно на время чтения выключать все отвлекающие приборы, такие как телевизор, радио и иные источники звука.
Дети – маленькие консерваторы, поэтому очень важно менять репертуар, читая ему разные книги, а не одно и то же!
Очень важно, чтобы книга была с картинками, т. к. маленькому ребенку порой, очень сложно, бывает представить те или иные события, а картинки тем самым дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.
Показывайте на личном примере, что чтение это хорошо и интересно! Что мама и папа тоже очень любят читать!
Выбирайте книги, которые интересны вашим детям, учитывайте их предпочтения.
Многие считают, что научив ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!
Как говорится: «Всему свое время!»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые мамы и папы!
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал?
Учтите эти добрые советы и пожелания и ваши желания исполнятся.
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочер
3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребёнка.
5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
6. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.  Нужно оградить ребёнка от книг, предназначенных не для его возраста.
7. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
8. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
9. Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
10. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений..
11. Попытайтесь вместе с ребёнком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.


                     

Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям.

Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи – современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана. 
Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший - тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.
Делать не надо
Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку – понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
•   Противопоставлять чтение игре и игрушкам.
• Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.
•  Выбирать книги не по возрасту – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
•  Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание.
Делать надо
- Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.
Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.
- Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме.
- Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
- Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей,  принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.
- Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились.
- Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста.
- Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать - обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.
3 современных книг для детей
В последнее время выходит очень много детских книжек. И в их многообразии родителям легко потеряться. Предлагаем выбрать из нашего шорт-листа то, что может быть действительно интересно вашему ребенку.
 1 Ирэн Адлер  Новая подростковая серия «Шерлок, Люпен и я»
Редакция «Mainstream» (у нас АСТ) выпустит «Шерлок, Люпен и я. Бриллиантовое ожерелье» — первую книгу в совершенно новой серии для тинэйджеров (10-15 лет), написанную от лица прославленной Ирэн Адлер, на самом же деле над романом поработал Пьердоменико Баккаларио (Pierdomenico Baccalario).
«Когда я впервые повстречала их обоих, они еще не стали ни знаменитым сыщиком, ни блестящим вором. Обычные мальчишки и ничего более. Никто из нас даже и не мог подумать о том, кем мы станем в будущем. Это лето навсегда перевернуло наши жизни». Ирэн Адлер
Действие истории будет разворачиваться в 1870 году, когда Арсен Люпен еще не стал виртуозным авантюристом, Шерлок Холмс еще не был легендарным сыщиком, а Ирэн Адлер — Той Самой Женщиной. Они еще дети, им всего по 12-14 лет, подростки только встретились и подружились на каникулах в Сен-Мало. Однако вместо веселого времяпрепровождения друзья оказываются втянуты в совсем не беспечные детские дела — украдено бриллиантовое ожерелье, на пляже остались улики в виде трупа, а над крышами города появляется и тает в воздухе темный силуэт. Полиция шариться в темноте, как слепые котята. Чтобы раскрыть дело, нужен кто-то еще…
2. Ланская Е. Принцесса из собачьей будки. 
Эта ужасная история об украинской девочке-собаке облетела весь мир. Заброшенная родителями-алкоголиками, маленькая девочка по имени Оксана несколько лет жила в собачьей будке. Ее «удочерила» собака по кличке Найда, чьих щенят безжалостно утопили сразу после рождения. Материнский инстинкт собаки оказался сильнее материнского инстинкта опустившейся женщины. Мир, увиденный детскими глазами, полный боли и разочарования, когда ты оказываешься один на один со всеми своими радостями и горестями, а все, что у тебя есть, это двадцать ковриков, которые тебе притащила большая, лохматая собака, чтобы ты не мерзла во сне.
Удастся ли героине после всего пережитого вернуться к человеческой жизни или она все же предпочтет собачье общество и законы обществу и законам людей? Эта история шокирует и поражает в самое сердце, особенно если учесть, что большинство описанных в ней событий – правда…
3. 50 сказок на ночь.
Замечательно иллюстрированное издание включает 50 небольших сказок, скомпонованных в шесть разделов. В сборник вошли как классические произведения - сказки братьев Гримм и Ханса Кристиана Андерсена, - так и талантливые пересказы мифов и легенд народов мира. Для каждой сказки указано время прочтения, чтобы мама, папа или бабаушка могли решить, успеют ли они добраться до конца истории, прежде чем ребёнок заснёт. Каждый малыш обязательно найдёт здесь сказку на свой вкус - о волшебниках, ведьмах, принцессах, драконах или других магических существах, - а отличные иллюстрации не дадут ему заскучать и подарят пищу для развития воображения. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Замечательно иллюстрированное издание включает 50 небольших сказок, скомпонованных в шесть разделов. В сборник вошли как классические произведения - сказки братьев Гримм и Ханса Кристиана Андерсена, - так и талантливые пересказы мифов и легенд народов мира. Для каждой сказки указано время прочтения, чтобы мама, папа или бабушка могли решить, успеют ли они добраться до конца истории, прежде чем ребёнок заснёт. Каждый малыш обязательно найдёт здесь сказку на свой вкус - о волшебниках, ведьмах, принцессах, драконах или других магических существах, - а отличные иллюстрации не дадут ему заскучать и подарят пищу для развития воображения. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

МАТЕРИНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение ребенка – это в значительной степени отражение общей «книжной» ситуации в доме. Чтобы чтение вошло в духовную жизнь ребенка, необходима предварительная эмоционально – эстетическая подготовка: прежде, чем ребенок самостоятельно прочитает первую книжку, он должен слышать чтение родного человека: матери, отца, бабушки…
Материнское чтение порождено любовью  матери к своему ребенку, искренним желанием воспитать его наилучшим образом. Каждой матери хорошо  бы ознакомиться с удивительной книгой И.Н.Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти», лучшего в нашей стране издания подобной тематики нет.
При кажущейся простоте процесса чтения матери ребенку, на самом деле эту деятельность нельзя рассматривать лишь как форму озвучивания печатного текста. Мощный психолого – педагогический потенциал материнского чтения обеспечивается следующими обстоятельствами:
- ребенок получает информацию, доводимую до него родным и знакомым голосом, что обеспечивает ее хорошее восприятие;
- эта информация адаптирована к индивидуальным возможностям ребенка, известным маме;
- добровольный и сознательный выбор матерью чтения ребенку как формы его воспитания и просвещения обеспечивает повышенную эмоциональность этого процесса.
Мама как чтица ребенку и организатор его самостоятельного чтения ведет свою воспитательную работу с учетом его возраста.
Пренатальный период жизни ребенка. В последнее время большой популярностью пользуется теория о положительном влиянии на ребенка опосредованного чтения еще в дородовый период.
Грудной возраст (от рождения до 1 года). В раннем детстве «стартуют» все потенциальные возможности человека, закладываются основы его здоровья и интеллекта. В этом возрасте особое значение имеет материнский голос.
Младший дошкольный возраст (до 3-ех лет). Один из самых сложных периодов в жизни ребенка.
Особенности психологии двух – трехлетних малышей требуют от матери как чтицы учета следующих обстоятельств:
- малыши в этом возрасте быстро устают, поэтому читать и заниматься с ними нужно не более 15-20 минут;
- в книге для ребенка особенно привлекательны яркие иллюстрации;
- для запоминания необходимы неоднократное повторение отдельных фраз текста, а также, по просьбе ребенка, - многократное прочтение одной и той же книги;
- ребенок имеет право на выбор книги для чтения;
- следует сразу объяснить ребенку правила «общения» с книгой;
- нужно давать ребенку соответствующие комментарии и ответы на его вопросы по поводу содержания книги.
- Средний дошкольный возраст (3 – 5 лет). Ребенок намного активнее и осмысленнее принимает участие в выборе книги для чтения. Для него начинают приобретать значение не только рисунки, но и название сказки или рассказа. Во время чтения он уже может комментировать прочитанное, высказывать свое мнение. Для матери 3 – 6-летнего ребенка важно не переусердствовать в его приобщении к книге, не «потерять» ощущения радости и доверительности во время совместных чтений, не отбить у ребенка возникший интерес к книге.
- Старший дошкольный возраст (6 лет). Шестилетний ребенок способен сосредоточиться на предмете своего интереса. В этом возрасте происходит формирование совести, появляются моральные оценки поступков других людей и собственных. «Книжное» общение матери и ребенка в эти годы сосредоточено вокруг проблемы обучения его самостоятельному чтению.
Уважаемые мамы, читайте детям каждый день!

                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий