ДЕКАБРЬ
СЕНТЯБРЬ
ФЕВРАЛЬ
Давай проверим, умеешь ли ты вести себя во всемирной паутине и можешь ли чувствовать себя там в безопасности? Пройди небольшой тест и если ты ответишь на все вопросы правильно, ты увидишь видео!
Безопасный интернет для детей
Правило 1
Ни за что не раскрывай свои личные данные. Бывает так, что сайт требует ввода твоего имени. В этом случае просто необходимо придумать себе псевдоним (другое имя). Никогда не заполняй строчки, где требуется ввести свою личную информацию: адрес, фамилию, дату рождения, телефон, фамилии и имена друзей, их координаты ведь просмотреть их может каждый. А этого вполне достаточно для того, чтобы узнать о твоей семье и уровне вашего благосостояния. Этим могут воспользоваться воры и мошенники не только в виртульной, но и реальной жизни.
Правило 2
Если ты вдруг хочешь встретиться с «интернет-другом» в реальной жизни – обязательно сообщи об этом родителям. Не всегда бывает так, что «друзья» в интернете, нам знакомы в реальной жизни. И если вдруг твой новый знакомый предлагает тебе встретиться, посоветуйся с родителями. В интернете человек может быть совсем не тем, за кого себя выдаёт, и в итоге якобы двенадцатилетняя девочка оказывается сорокалетним дядечкой, который может тебя обидеть.
Правило 3
Старайся посещать только те страницы интернета, которые тебе советуют родители. Они – люди взрослые и лучше знают, что такое хорошо и что такое плохо. А, кроме того, они нас очень любят и никогда плохого не посоветуют. Нам часто хочется взрослости и самостоятельности. Не упрямься!
Правило 4
В сети ты можешь оказаться на вредных страницах с совсем не детским содержанием. Расскажи об этом родителям, если тебя что-то встревожило или смутило. Практически любой «клик» по интересной, нужной или полезной ссылке может привести к переходу на сайт, предлагающий бесплатно скачивать и просматривать «взрослые страницы».
Правило 5
Никогда без ведома взрослых не отправляй СМС, чтобы получить информацию из интернета. Иногда всплывает окошко – очень яркое, даже мигающее, примерно с такими словами: «Только сегодня – уникальный шанс – участвуй и выигрывай!» Заманчиво, правда? Ты щёлкаешь на него и тут сообщение: «Для того, чтобы принять участие в розыгрыше тебе необходимо прислать СМС!» Остановись! Ни в коем случае не делай этого без ведома взрослых, ведь это могут быть мошенники. И одна, казалось бы, безобидная СМС-ка может стоить тебе больших денег.
Не забывай, что интернет – это не главное увлечение в жизни. Кроме него у тебя должны быть любимые книги, занятия спортом и прогулки с друзьями на свежем воздухе!
Цифровые аборигены: интернет изменил жизнь детей?
Сейчас на Земле одновременно проживает шесть
поколений. Самое молодое – это так называемое поколение Z. К нему относятся
дети и подростки примерно до 14 лет. Они с полным правом могут называться
рожденными цифровой революцией. Факты говорят о том, что дети все раньше и
раньше начинают осваивать планшеты, смартфоны, пользоваться интернетом. Наши
исследования 2015 года показывают: почти 80% школьников используют интернет 3
часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети
воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не
отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни. И этот образ жизни
расходится с образом жизни родителей.
Все это говорит о том,
что возникает новая социальная ситуация развития. Происходит возникновение
новых психологических контекстов и феноменов, новых форм взаимоотношений,
изменение принятых в культуре социальных практик.
Интернет для детей
выступает новым культурным орудием, которое опосредует формирование высших
психических функций. Если до эпохи интернета они
развивались в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослого или детей
между собой, то сегодня интернет вмешивается в это взаимодействие. Например,
память. Психолог Бетси Спэрроу (BetsySparrow), опираясь на работы ДэниелаУэгнера
(DanielWegner), предположила, что интернет стал особой формой памяти –
трансактивной. Эта память возникает при длительных отношениях в парах, когда
люди начинают полагаться на память друг друга. Память начинает работать по
другим механизмам: запоминается не сама
информация, а то, каким путем до нее добраться. Становится ли память хуже, или
мы просто пытаемся приспособиться к новому образу жизни? Возможно, скоро мы
будем судить об образованности не по тому, сколько мы знаем энциклопедических фактов
или латинских крылатых фраз, а по скорости поиска или по оценке достоверности
того, что мы находим в интернете.
Следующая проблема – внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания значительно
уменьшилась по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Это особенно заметно,
когда детей пытаются учить традиционными методами в школе. Дальше этот процесс
может пойти в двух направлениях: либо будет усиливаться рассеяние внимания,
когда человек следит за всем сразу и мало на чем сосредоточивается, либо дети
будут учиться распределять свое внимание.
Есть и проблема сенсорной депривации. Погружаясь в интернет, дети получают меньше сенсорных сигналов из
окружающего мира. Ощущение мира может стать менее чувственным. Может
притупляться восприятие запахов, звуков реального мира. Ребенок может бояться
прикосновений. Это может привести к сложностям в восприятии собственного тела,
его возможностей, сложностям в восприятия себя как отдельной физической сущности, что важно для формирования идентичности. Кроме того, восприятие
людей и их оценка часто основываются на невербальной информации. Ребенок не
учится считывать эти сигналы, если он все время в интернете. Исследователи
отмечают в связи с этим спад в способности к сопереживанию, к эмпатии.
И еще
один феномен – «клиповое мышление». Оно стало
формироваться задолго до интернета, когда появился телевизор и возможность
переключать каналы. Развитие электронных форм общения ведет к возвращению
мышления человека к дотекстовому периоду. Это не логическое мышление, а
визуальные образы, ассоциации разного рода. Некоторые рассматривают клиповое
мышление как переход к другому качеству мышления: от линейно-последовательного
к мобильно-сетевому. Значит ли, что с клиповым мышлением дети становятся
глупее? Есть исследователи, которые считают, что чрезмерное использование
интернета ведет к атрофии мозга ребенка. Но есть другая точка зрения.
Эксперименты психолога Гэри Смолла (GarySmall) доказывают, что активное
использование интернета приводит к формированию новых нейронных связей.
Цифровые технологии
оказывают влияние на формирование личности. Ребенок активно
экспериментирует, у него появляется потрясающая площадка для построения своей
идентичности, эксперимента со своей идентичностью, поиска своего социального
«Я». В интернете он осваивает самые разные социальные роли. С другой стороны,
попытки примерять на себя разные маски могут привести к тому, что идентичность
не будет формироваться, а будет инсценироваться. Возможно застревание на стадии
диффузной идентичности – смутного, неустойчивого представления о самом себе. В
результате может затянуться процесс самоопределения, перехода от детства к
юности и дальше.
Директор Фонда развития Интернет Галина Солдатова.
Материал подготовлен на основе лекции «Цифровое поколение: компетентность и
безопасность», прочитанной в рамках лектория «Кафедра психологии «Новой газеты»
27 января 2016 года.
ФЕВРАЛЬ
Давай проверим, умеешь ли ты вести себя во всемирной паутине и можешь ли чувствовать себя там в безопасности? Пройди небольшой тест и если ты ответишь на все вопросы правильно, ты увидишь видео!
Как обеспечить безопасность детей в интернете
В этой теме представлены практические рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
üПриучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
üОбъясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
üСтарайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
üВключите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
üПостоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
üИспользуйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
üБудьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
üОбъясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
üЕсли ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
üНе позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
üИнтересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
üНельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
üЕсли интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Как защититься от кибербуллинга:
üНе провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
üЕсли по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
üЕсли кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
üБеспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
üНеприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
üНервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).
Предупреждение кибермошенничества:
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
üУстановите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
üПостарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
üЕсли ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
üЕсли ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
üСоберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие).
Источник: https://www.google.ru/safetycenter/families/start/
Список полезных сайтов
http://www.pravadetey.ru -
«Права ребенка – твои права».
http://www.spas-extreme.ru/ -
Портал детской безопасности МЧС России
http://detionline.com/
- Дети России онлайн. Сделаем интернет безопаснее вместе
http://pomoschryadom.ru/ -
Помощь рядом: Сайт для детей и подростков
http://www.web-landia.ru/ -
Вебландия. Каталог детских ресурсов
http://journal-shkolniku.ru/ -
«Школьнику»: онлайн-журнал
http://www.worldofnature.ru/map -
Мир природы: энциклопедия для детей
http://animal.geoman.ru -
Мир животных
www.zagadki.org -
Детские загадки обо всем на свете
http://smiletv.org/ -
Официальный сайт телеканала «Улыбка ребёнка»
http://volkov-world.ru/ -
Александр Волков: Изумрудный город писателя
http://ocka3ke.ru/ -
О сказке (Полнотекстовая библиотека сказок, аудиозаписи, советы по созданию
собственных сказок)
www.bilingual.ru/ -
Английский язык детям
http://www.amathsdictionaryforkids.com/dictionary.html -
Визуальный математический словарь (на английском языке)
Комментариев нет:
Отправить комментарий